Во-первых, немного смущали вес и габариты пилы по сравнению с ПЛМ из бензокосы. Большие ручки с завязанным на них бензобаком, огромный редуктор. Но эти сомнения немного угасли когда примерял пилу на транец лодки. Показалось, что ручки могут даже помочь в переноске будущего ПЛМ, а возможно даже и в управлении лодкой. При подробном изучении редуктора пилы нашел в нем один большой плюс – он очень легко от пилы отсоединяется, да к тому же еще и вращается по оси коленвала пилы с фиксацией в любом положении. Сие тоже показалось плюсом в решении вопроса габаритов. Однако, решение вопроса внешнего вида, а следовательно сохранения родного бензобака и ручек оставил на потом, когда будет готова нога и редуктор. Еще одной проблемой стал подбор редуктора на ногу. Из сообщений уважаемого Zubera уяснил, что редукторы болгарок не очень то стыкуются с бензопилой из-за разного направления вращения. Плюс требовалась достаточная мощность – все же 5 л.с. бензопилы и 1-2 л.с. бензокосы это большая разница. Вопрос мощности возникал при подборе каждой части. Еще очень волновал вопрос винта. Как-то не очень хотелось замарачиваться с изготовлением собственноручного, поскольку на мой взгляд сие очень геморройно.
Далее начался этап подбора требуемых частей, сопровождавшийся длительными экскурсиями на блошиный рынок (там часто всплывал вопрос – «О, классная фигня, куда бы ее приспрсобить?»
), ночными бдениями во всемирной паутине
, приставаниями ко всем знакомым с вопросами типа: «А нет ли у вас такой загогулины, чтобы ее приспособить туда-то?»
, длительными «зависаниями» над какой ни будь запчастью с вопросом: «Как бы енто тебя сюда присобачить?»
. В конце концов почти все детали головоломки стали на свое место,
но обо всем по порядку.
Материал для ноги нашелся достаточно быстро – труба Ø 50 мм длиной около 80 см от части глушителя VW Passat B3, купленная на авторынке. Был еще вариант мебельной трубы с таким же диаметром, но весы склонились в пользу автозапчасти из-за большей толщины стенки (1,5 мм против 0,5-0,7) и из-за более ровной обработки шва внутри трубы. Кроме того, изначально задумал наглухо приварить трубу к переходнику на редуктор для герметизации, а автотруба для этих целей подходит на много лучше.
Следующий вопрос – выбор вала ноги редуктора и стыковка его с пилой и редуктором. В сообщениях форумчан-воднокосильщиков встречается в основном вал толщиной 8-10 мм и 2 варианта стыковки – через квадрат или резиновые трубки. Для мощности пилы вала толщиной 8-10 мм мне показалось недостаточно, поэтому сразу останавливался на валу толщиной не менее 12 мм. Впоследствии, после общения с токарем, вал «поправился» до 15 мм. Кроме того, «вешать» вал в ноге было решено на подшипники, а не на капролоктановые втулки, как у многих «воднокосильщиков».
Соединения вала доставили больше всего вопросов. Главное – вторичный вал редуктора пилы, с которым предстояло стыковать ногу, имел шлицевое соединение. Можно, конечно, было переточить его под квадрат (толщина позволяла), но по законам машиностроения шлицевое соединение является самым точным и надежным. Поэтому далее начались поиски токаря с широкими возможностями. Различных заводов у нас в городе много – за этим дело не стало. Сразу хочу сказать, что не в пример многим форумчанам, мне с токарем повезло.
Человек оказался думающий, соображающий и ответственный за свою работу. После изучения моих чертежей внес несколько рацпредложений, с которыми я вынужден был согласиться.
Так вот, токарь заверил, что такое соединение ему приходилось вытачивать и за этим дело не станет. Вопрос соединения вала с пилой был решен.
На соединении вала с редуктором решил использовать шлицевое соединение из редуктора бензопилы (соединение диска сцепления и первичного вала редуктора пилы) –благо такой комплект достался в наследство с бензопилой. Нужно было только выточить переходные муфты, а после сварить все это.
Далее был редуктор. Из-за отсутствия опыта, а главное возможности изготовить свой редуктор (ну нет у меня на работе токарных и фрезерных станков), на страх и риск решил использовать редуктор от болгарки. Остановил свой выбор на ДВТ 2,2 кВт и вот почему. Во-первых, смотрел мощность – все таки 3 с гаком кВт в бензопиле по моему мнению камня на камне (или зуба на зубе
) не оставили бы от имеющегося у меня bosh мощностью около 1 кВт. Кроме того, при изучении разобранных болгарок, как и уважаемый Zuber, обратил внимание на разные способы фиксации шестеренок на валах. В ДВТ подкупила фиксация шестеренки с помощью шпонки и гайки на первичном вале и шпонки и стопорных колец на вторичном вале. При учете разнонаправленности вращения болгарки и бензопилы это и стало решающим фактором в выборе редуктора.
Далее был вопрос винта. Порывшись во всемирной паутине, наткнулся на винты Yamaha. Енти штуковины спроектированы все таки не глупыми людьми, подходят мне по направлению вращения, можно подобрать в зависимости от мощности мотора, существуют разные диаметры (от 18 см до 23 см на мою мощность двигателя). Оставалось только повертеть эту штуковину в руках, чтобы решить подойдет она или нет. Благо до столицы, где есть их магазин, рукой подать (200 км для бешеной собаки не круг
). При верчении в руках винт впечатлил: трехлопастной, люминевый, центральная втулка запрессована в винт через резиновый демпфер для амортизации ударов – одним словом произведение искусства. Смущало только одно – винт одевается на ось редуктора через шлицевое соединение. Не было уверенности, что токарь смогет выточить такое шлицевое на вторичном валу моего редуктора (9-шлицевое соединение при толщине вала в этом месте 10 мм). Прикинул, что на крайний случай бронзовую втулку внутри винта можно переточить со шлицевого на квадрат или резьбу, пошел на риск и вышел из магазина счастливым обладателем винта Yamaha диаметром 7 дюймов с шагом 7,5 дюймов. Еще большее счастье ожидало в последствии, когда токарь выточил вторичный вал с ентим соединением, что позволит использовать разные винты Yamaha без переделки.
С конструкцией струбцины для фиксации мотора к транцу проблем не возникло – очередное спасибо «воднокосильщикам».
После решения этих вопросов и сложилась общая схема ноги с редуктором. Далее пошла проработка конструкции на миллиметровке, чертеж каждой детали в отдельности, встреча с токарем, принятие его рацпредложений, и томительное ожидание готовых деталей. Детали точились достаточно долго, правда и было их очень даже не маленькое количество. За это время вырезал, сварил и покрасил струбцину и киль, в общем сделал те работы, которые не зависили от токаря.